Есть постановки, в которых не стоит искать логических связей. Их нужно смотреть и отзываться своим внутренним миром на всё, что происходит на сцене, искать параллели со своим состоянием и современной жизнью. Один из таких спектаклей «Душная ночь», созданный режиссёром Натальей Волошиной и творческой группой А.Р.Т.О.
В его основе монопьеса Илья Члаки о женщине Нине, состоявшей в отношениях с женатым мужчиной, который её бросил. Женщина в отчаянии, буквально загнана в клетку одиночества, ощущения ненужности, истерики на грани сумасшествия. Сначала она изводит своего бывшего молчаливыми звонками среди ночи, потом начинает творить вещи пострашнее.
К этой личной трагедии режиссёр Наталья Волошина добавляет трагедии общественные, вводя дополнительных героев, – Ленина, религиозного проповедника, сотрудника ОМОНа, уборщицу. Они все слегка безумны и отражают не только демонов из головы Нины, но и мира, в котором она живёт. Чего только стоит монолог Ленина, олицетворяющего политику и власть. Он говорит о том, что женщину нужно защищать. Актуально это для наших дней? Конечно. Хоть и живём в XXIвеке, гендерных вопросов в стране навалом.
Проповедник служением богу прикрывает любовь к себе, как многие религиозные деятели. ОМОН – символ правоохранительной системы, иногда очень жёсткой, иногда необъяснимо добродушной. Уборщица – человек из народа. Она выглядит здесь самой здравомыслящей. Намекая зрителям, что пора покидать зал, она высказывает мнение широких масс о современном искусстве.
В постановке звучит множество текстов и звуков: фрагмент якутской сказки, судебные протоколы, обвинительные акты, тревожный гул, фразы, произнесённые в мегафон… На видеоэкранах в середине спектакля зрители смотрят короткий фильм, в котором Нина вместе с Лениным проводит поминки по своей любви, как положено с застольем и траурными тостами. Все кусочки складываются как пазл в общую картинку абсурда.
Те же настроения передаёт и сценография. Тут, попадая в тёмный зрительный зал, не можешь разобраться, где твоё место: отсчёт рядов идёт с конца, логики в нумерации мест нет. Посреди зала стоит подиум. На нём вместо показа мод происходит показ безумия. А главная героиня заперта в настоящую клетку и выбирается из неё в редких эпизодах с трудом. Ленина вообще посадили в часы, он вместо кукушки отбивает каждый прожитый час, словно напоминая всем, что часики-то тикают.
Словом, «Душная ночь» – это спектакль-головоломка. То, как вы разрешите эту задачку, будет индивидуально и понятно только вам. В том и прелесть искусства, что оно открыто для трактовок и никого ни в чём не ограничивает.
Режиссёр: Наталья Волошина
Автор: Илья Члаки
Инсценировка: Творческая группа А.Р.Т.О.
Сценограф: Николай Рощин
Композитор и саунд-дизайнер: Иван Волков
Видеохудожники: Влад Шевченко, Николай Рощин
Художник по свету: Артем Приходов
Спецэффекты: StuntFX
Исполнители: Раушания Рахимова, Борис Перцель, Артем Манукян, Олег Герасимов, Иван Игнатенко, Юлия Шимолина, Иван Волков, Владимир Моташнёв.
Место: Центр драматургии и режиссуры
Продолжительность: 2 часа