Жизнь лауреата Нобелевской премии мира, четвёртого канцлера ФРГ Вилли Брандта достойна байопика. Выходец из простой семьи, активный участник антифашистского подполья начал свою политическую карьеру в конце 1940-х. Став канцлером в 1969 году, он многое делал впервые. Первым из немецких канцлеров посетил Израиль, первым преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто, первым встретился с главой правительства ГДР.
Вилли Брандт вошёл в историю как один из «отцов разрядки», улучшив отношения ФРГ с соцлагерем и способствуя вступлению двух Германий в ООН. Потеряв свой пост из-за шпионского скандала, он надолго ушёл в тень, но до политического возрождения дожил – Брандт был невероятно популярен, когда пала Берлинская стена, ведь он всегда мечтал об этом.
Периоду величия Брандта на политической арене и краху всего в один миг посвящен спектакль «Демократия» в Российском молодёжном академическом театре (РАМТ) по одноимённой пьесе Майкла Фрейна. Постановщики не стремились к исторической точности и портретному сходству с прототипами. И главный герой там не Брандт, а человек, ставший причиной его падения, – шпион ГДР Гюнтер Гийом (Пётр Красилов). Засланный Штази в ФРГ, он сделал не менее головокружительную карьеру. Начав с поста простого чиновника, вырос до ближайшего помощника первого лица государства, при этом успешно работая на другую Германию.
Зритель окунается в мир политики, где женщинам не место. На сцене лишь реальные участники тех событий, кроме Арно Кречмана (Андрей Бажин) – куратора Гийома из Штази. Один из героев весь спектакль надменно безмолвствует, восседая в ложе. Это шеф Штази Миша (Маркус Вольф), и от его всевидящего ока никуда не скрыться, хоть и играет его манекен. На общем фоне массивной фигурой выделяется Вилли Брандт (Илья Исаев). Он политический тяжеловес, задавит кого угодно из окружающих, вытянутых по струнке мелких сошек, готовых в любой момент переметнуться в другой лагерь или перетянуть одеяло на себя, если обстоятельства заставят.
На сцене полупрозрачная конструкция с вращающимися перегородками. Она постоянно передвигается, олицетворяя собой бесконечные чиновничьи коридоры и агитпоезд Вилли Брандта. Стулья и столы тоже прозрачны – это же демократия! Вглубь зала от сцены уходит длинный помост – ещё один символ этого политического строя. Словно любой может ступить туда и начать претворять в жизнь власть народа. Только в зрительском зале по бокам можно заметить зловещие манекены, следящие за теми, кто туда заходит и оттуда выходит. А Арно Кречман как невидимка прохаживается между героями во время всего действия, мотая на ус всё увиденное.
Интересно наблюдать за преображениями Гюнтера Гийома. Глуповатый, наивный и счастливый от того, что получил ответственное задание в начале, он уже к середине действия становится настоящим дельцом. Легко вникая во все тонкости работы помощника канцлера, он становится его правой рукой и незаменимым для разведки ГДР. Гийом по-настоящему кайфует, всё успевая и продумывая до малейших мелочей, и словно сам не верит, что это так просто.
Особое внимание акцентируется на личных отношениях Гийома и Брандта. Будучи сначала причиной раздражения для канцлера, Гийом постепенно завоёвывает его доверие и становится поверенным в делах интимного характера, лично организуя ему встречи с женщинами. Когда возникают подозрения в шпионаже, Брандт будто пытается выгородить коллегу, приглашая его вместе отдохнуть с семьями. А отпуская Гийома в последний отпуск, канцлер даёт ему шанс сбежать из страны, но тот его не использует.
Пути поверженных героев расходятся навсегда, но им не хватает друг друга. Один уже в тюрьме так и продолжает волноваться за расписание и внешний вид своего канцлера, второму не с кем поделиться сомнениями в правильности принятого решения. Два человека исчезают в темноте, их судьбы разбились о государственные интересы. В финале мелькают кадры падения Берлинской стены и лица счастливых людей уже в объединённой Германии, но Брандту и Гийому не суждено встретиться.
Режиссёр: Алексей Бородин
Художник: Станислав Бенедиктов
Художник по костюмам: Станислав Бенедиктов
Художник по свету: Андрей Ребров
В ролях:
Илья Исаев, Пётр Красилов, Андрей Бажин, Алексей Блохин, Александр Доронин / Виктор Панченко, Александр Рагулин, Олег Зима, Алексей Весёлкин, Алексей Мясников, Маслов Алексей / Рагулин Александр, Виталий Круглик, Николай Угрюмов, Павел Хрулев, Константин Юрченко
Фортепиано – Кириллов Алексей
Место: РАМТ
Продолжительность: 2 часа 40 минут